Специальной оценки условий труда не будет?
Первое, на что обратили внимание эксперты Минэкономразвития, это то, что, законопроект не определяет конкретный порядок проведения гигиенической оценки, оценки травмобезопасности и обеспеченности СИЗ. Это не позволит в полной мере оценить степень защиты работников от вредных и(или) опасных производственных факторов, а также порядок выполнения работ по охране труда в организации.
Показалось министерству, что понятийный аппарат проектов правовых актов недостаточно полон, а некоторые определения не совсем корректные. Так, например, определения «класса условий труда» и «критерий оценки условий труда» недостаточно точно выражены, так как не отражают привязки критерия и показателя к уровню вредности и опасности воздействия на организм человека. Законопроектом «О специальной оценке условий труда» не предусмотрена возможность досудебного обжалования результатов оценки работников, что может повлечь за собой рост обращений в суд.
Для проведения специальной оценки работодатель обязан предоставить организации, выполняющей оценку необходимый перечень документации, что бы наиболее полно провести исследование рабочего места и работ по охране труда, однако проектом данные перечень не определен. Заключение по ОРВ Минэкономразвития РФ
Также проектом допускается, что комиссия сама может решить стоит ли проводить инструментальные замеры на рабочих местах, на которых отсутствуют вредные производственные факторы. Однако экспертам из министерства не понятно, каким образом комиссия будет определять, есть ли вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах.
Как и антикоррупционное заключение, Минэкономразвития обращает внимание на то, что требования к необходимому оборудованию и проведению определённых измерений аккредитованными организациями избыточны, так как они увеличат финансовую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, а также работодателя. Несмотря на то, что данными приборами будут пользоваться редко, если вообще будут пользоваться, но окупать их все равно придется. Вследствие этого стоимость оценки вырастет.
Незначительное изменение технологического процесса является основанием для проведения оценки вновь, но по сути данные изменения не оказывают влияние на цепочку технологических операций. Таким образом, работодатель должен будет «безвылазно» проводить специальную оценку, что может послужить барьером на пути совершенствования производства.
Разработчиком проекта не были предоставлены основания для установления обязательного требования к количеству экспертов в организации, проводящей спецоценку (не менее 5 экспертов). Плюс ко всему, сертификат эксперт для осуществления своей деятельности можно получить, имея опыт работы в области специальной оценки условий труда, но каким образом ее получить без сертификата - неизвестно. Замкнутый круг.
Более ответственно подошел Минэкономразвития и к вопросу госэкспертизы условий труда. По мнению министерства, нет оснований для того, чтобы упразднять данную процедуру, по крайней мере Минтрудом достаточные обоснования представлены не были. По сути, госэкпертизу можно считать своеобразным досудебным органом, который может разрешить конфликт между аттестующей организацией, работодателем и работником, а ее проведение не требует расходов со стороны заявителей.
Как итог, Минэкономразвития приходит к выводу, что как один, так и второй законопроект нуждаются в значительной доработке. Наличие в них некоторых положений вводит административные и иные ограничения, которые способствуют возникновению излишней финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской и иной деятельности, а также увеличению бюджетных расходов всех уровней. Так что в ближайшее время, а уж тем более 1 сентября 2013 года не стоит ждать внедрения процедуры оценки условий труда в Российское законодательство.
Источник: http://ohranatruda.ru/news/896/150032/