Специальную оценку условий труда представили на всеобщее обсуждение
Минтруд не оправдал ожидания и представил достаточно неплохой проект закона. Выбросив из проекта оценку риска, госэкспертизу условий труда и еще некоторые моменты, он получился достаточно сдержанным, но в тоже время конкретным. Конечно придраться есть к чему, но и положительные моменты на лицо. Судите сами.
Произошла конкретизация периодичности процедуры специальной оценки труда. Она составит - 5 лет (профсоюзы предлагали установить данный период равным три года). Собственно, такая периодичность уже привычна всем.
Непонятно было каким образом проводить саму процедуру оценки. Проведение инструментальных и лабораторных исследований вредных и (или) опасных производственных факторов было поставлено в зависимость от итогов проведения процедуры оценки рисков на рабочих местах. В представленном заново проекте аттестационная комиссия лично принимает решение о необходимости проведения инструментальных замеров, что, несомненно, является плюсом. И формальности соблюдены и, например, офисные рабочие места можно не аттестовывать (конечно, если комиссия признает их безопасными). Но и здесь не обойтись без материальных затрат. Работу в комиссии эксперта от организации, аккредитованной на проведение специальной оценки условий труда придется все-таки оплатить. В прайс-листе центров наверняка появится пункт «участие в комиссии».
Но не все так просто. В отношении рабочих мест, условия труда на которых комиссией были признаны как допустимые, должна проводиться процедура декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ответственность за ее обработку, а также ведение реестра деклараций ляжет на Госинспекцию труда. Ни о какой добровольности речи не идет. Декларация соответствия будет действительна в течение 5 лет с возможностью продления срока действия еще на 5 лет, но только если на данных рабочих местах не было несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отдельного внимания заслуживает порядок проведения инструментальных и лабораторных исследований вредных факторов на рабочих местах. Исследования должна проводиться по научно-доказанным методам и методикам проведения измерений, которые выбирает сама организация, привлекаемая работодателем для проведения специальной оценки условий труда.
Как было и ранее, лаборатории аккредитованных организаций должны быть приспособлены для измерения всех необходимых факторов производственной среды и трудового процесса: физические, химические, биологические факторы, тяжесть и напряженность труда. В проекте закона представлен большой перечень вредных производственных факторов, которые подлежат измерению. Самое интересное, что в данном перечне отсутствует пульсация светового потока, столь характерная для люминесцентных ламп, применяемых повсеместно.
Изменения коснулись и внеплановой специальной оценки и они достаточно адекватные. Например, внеплановую оценку следует проводить при замене оборудования, которая существенно повлияла на технологический процесс (свыше 30% от общего объема операций). Также внеплановой оценке могут подвергнутся рабочие места, на которых произошли изменения в уровне индивидуальной и коллективной защиты не менее 5 % работников от общего числа.
Одной из проблем действующего порядка аттестации рабочих мест является предоставление информации об ее итогах в адрес Госинспекции труда. Но Минтруд учел этот момент и приписал ответственность за предоставление информации к аккредитованным организациям, которые в течение 10 дней должны направить результаты проведения специальной оценки условий труда в Федеральную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда.
Требования к страхованию гражданской ответственности не исчезло с выпуском новой версии проекта закона, зато исчезли статьи, отвечающие за контроль качества проведения специальной оценки и всевозможные риски.
Смягчились и требования к экспертам в области специальной оценки труда. Как и прежде, данное лицо должно иметь высшее техническое образования и специальную подготовку в объеме не менее 144 часов, а также стаж по проведению оценки вредных факторов, проведения замеров и так далее не менее трех лет.
Единственная путаница в законе возникла на месте заключительных положений. Аккредитованные организации на право проведения аттестации рабочих мест могут пройти переаккредитацию в срок аж до 1 января 2019 года. Предполагаемая дата вступления закона в силу - 1 января 2014 года. Судя по заключительным положениям, действительными будут считаться те результаты аттестации рабочих мест, которые были получены до 1 сентября 2013 года. Что же получается? В течение четырех месяце оценка условий труда проводится не будет? Или же Минтруд напутал с датами? В тоже время п. 3 статьи 23 говорит о том, что результаты аттестации будут действительны до конца срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года. Таким образом, те, кто провел аттестацию в 2013 году, должны будут проводить специальную оценку в 2015, а не в 2018 году? Неплохо бы Минтруду РФ разобраться с датами.
В целом же проект закона получился довольно неплохой. По сравнению с предыдущим вариантом имеются существенные изменения и не в худшую сторону. Конечно, при более пристальном рассмотрении, недостатки и «пробелы» найдутся, но будем надеяться, что они будут не столь глобальны.
Проект ФЗ "О специальной оценке условий труда"
Источник: http://ohranatruda.ru/news