Беззащитная защита
Недавно пришлось участвовать в расследовании несчастного случая, происшедшего на одном из обрабатывающих производств нашей области. Путь лежал через цех, в котором рабочий производил сварку металлоконструкции. Работы были не постоянные, видимо требовалось что-то подлатать. Может и прошла бы мимо, но удивило то, что очень уж часто сварщик прекращал работу и снимал защитную маску. Расследование прошло, комиссия двинулась к выходу, а сварщик до сих пор выполнял свою работу, хотя времени прошло не меньше двух часов. Подхожу, спрашиваю, почему так часто прерываете свою работу или так положено? На повернувшемся ко мне лице увидела красные глаза и капли пота. "Тяжело, -говорит, -работать без перерыва, глаза устают, да и жарко". Посмотрев на маску, старую, зашарпанную, стала очевидна причина проблемы.
А вот другой пример, который, уверена, приходилось наблюдать не только мне. Я не любитель ездить на мойку, но иногда приходится «побаловать» себя впечатлениями от заезда в моечный бокс. А дальше начинается удручающая картина. Нет, претензий к качеству работы я не имею, но мне просто становится невыносимо жаль молодых людей, а иногда и девушек, которые в старых, уже мокрых от брызг воды и химических моющих средств джинсах, футболке, носках и резиновых тапках драят мою машину. И почему-то становится стыдно, за то, что я приехала и за небольшие деньги "заставляю" их жертвовать своим здоровьем, а ведь работают в основном студенты или те, кто в силу жизненных обстоятельств не может найти себе другую работу. Конечно, я все понимаю, малый бизнес и траты на спецодежду для них якобы не прописаны (это они так считают), но разве работодателю не жалко своих работников? Или прибыль - это все, что является насущной проблемой?
Рассматривая кипу каталогов спецодежды, современной, даже местами стильной и красивой, так и представляешь, как по производственным помещениям ходят брутальные мужчины в защитных очках и касках, женщины в стильной обуви и защитной одежде, приталенной и с красивой отстрочкой по швам, в одном из каталогов мне даже попались сварочные маски, выполненные в виде мотоциклетных шлемов с графичной раскраской. Но на деле видишь грязных, замызганных работяг, девушек-работниц в домашних «трениках» и сланцах. Нет, есть и исключения, но они очень редки. В чем же причина такой редкости? А причин много. Во-первых, хорошая спецодежда и качественные средства защиты, которые действительно защищают, а не делают вид, стоят приличных денег. Но здесь уже можно сделать оговорку на то, что и прослужит такая защита не только свой срок, а то и больше раза в полтора-два, ведь не зря говорят, что скупой платит дважды. Во-вторых, некоторые средства индивидуальной защиты не только ставят под сомнение свою эффективность, но и просто не применяются работниками, потому что не удобны, мешают работать. Крупные компании, в особенности нефтедобывающие и реализующие продукты нефтепереработки, могут себе позволить закупать пробную партию средств защиты и, грубо говоря, тестировать на своих работниках. Мелкие предприниматели обычно закупают спецодежду по остаточному принципу и в неполном объеме, либо же, когда надо отчитаться по проверке госинспектора труда. В таких случаях берется все самое дешевое, мнения работника, конечно, никто не спрашивает, а ведь именно ему придется все это надевать и использовать.
Третья проблема - это явное несовершенство нашего законодательства. Так же пришлось столкнуться с травмой работника, который из-за аварии котельного оборудования и выплеска щелочного раствора получил сильнейшие ожоги глаз. Был бы в очках, все бы обошлось, но по нормам выдачи средств индивидуальной защиты, очки ему были просто не положены, так молодой парень остался на всю жизнь инвалидом. Продолжать можно бесконечно, да только бы был толк. Вот и получается, что игнорируя такой важный элемент системы управления охраной труда в организации, как обеспечение качественными, сертифицированными средствами индивидуальной защиты персонала организации, работодатели не только приносят в жертву жизнь и здоровье собственных работников, но и эффективность своего бизнеса.
Ирина Веселкова