Service Unavailable - последнее ноу-хау от Минтруда или как под видом технической ошибки можно скрывать многомиллионное творение

Портал ohranatruda.ru уже не раз публиковал увлекательные истории о том, как можно абсолютно бездарно и откровенно наплевательски на все сообщество специалистов по охране труда, осваивать десятки миллионов рублей из государственного бюджета на сайт, который заслуживает внимания к себе только по двум причинам: 1) его умопомрачительная стоимость 2) пиар этой информационной системы, которые устроили все высокопоставленные чиновники, курирующие вопросы охраны труда, на начальном этапе планирования и освоения многомиллионного бюджета.

 

Не поленитесь и прочитайте подробнее об этом хотя бы в последней публикации «20 000 рублей в день на содержание Минтрудовской системы eisot.ru видимо недостаточно! Систему нужно спасать!» http://ohranatruda.ru/news/901/149936/

 

Так что же произошло с того момента, как в 2013 году был объявлен конкурс «На право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и сопровождению Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в 2013 году» на 8 млн. рублей?

 

А случилось беспрецедентное для этой информационной системы явление: на участие в конкурсе по сопровождению системы впервые за всю историю заявилось аж 7 компаний! Четыре компании были отсеяны сразу с формулировкой «В заявке участника размещения заказа отсутствует подтверждение согласия выполнения работ по доработке Системы, помимо указанных в техническом задании, которые будут проводиться по заявкам Заказчика в рамках функционала Системы». Что похоже на требование «Вы обязаны сделать то, не знаю что, т.е. то, что нам в голову еще не пришло и мы не успели придумать».

 

И как бы не старалась комиссия на стадии оценки заявок сделать свой выбор в пользу родителя (создателя) этой системы ЗАО «Прогноз», оценив эту компанию по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» в 4,5 раза выше чем основного конкурента, но даже это не исправило ситуацию и победа досталась ООО "Энсайн" с ценой вопроса в 1,5 млн рублей! Для любой региональной веб-компании 1,5 млн рублей - это огромная цифра, и такой заказ был бы просто невероятной удачей. Но цифра в 1,5 млн. рублей для ЕИСОТ, особенно оглядываясь на историю создания этой системы и ее поддержки, просто смехотворна.

 

Контракт заключили, сведения о нем здесь http://zakupki.gov.ru/pgz/printForm?type=CONTRACT_INFO&id=11219247 . Важный момент - посмотрите здесь , у заказа сейчас статус «Размещение завершено». Все это обозначает, что контракт числится выполненным, и в конце года денежки были заплачены. Но факт остается фактом - любой зрячий и вменяемый человек, который периодически заходил на сайт, может со 100% уверенностью сказать: с начала заключения контракта и до окончания 2013 года никаких видимых изменений на сайте не произошло! На сайте не было опубликовано ни одной новости. Многочисленные технические ошибки в работе сайта не были исправлены! Классика жанра - тишина. Помните известную фразу новых русских: «Деньги любят тишину»?

Отгремели Новогодние праздники - в системе тишина.

Вот ссылка http://web.archive.org/web/20140110001418/http://eisot.ru/ по которой видно, что еще 10 января старый дизайн сайта не был обновлен. И вот 28 января неожиданно для всех Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда вышла из состояния почти двухлетней спячки (за это время в системе появилась лишь 1 новость).

 

И что же случилось? Сайт преобразился и в соответствии с техзаданием по контракту 2013 года «графическая схема дизайна Системы приведена к современному, более привлекательному виду». Дизайн и логотип ЕИСОТ сменился уже в третий раз!

И стало не все так плохо. Давайте взглянем на положительные моменты, на то, что порадовало:

Во-первых на сайте появилось аж 57 новостей, из которых ровно половина датирована прошлым 2013 годом. Хитро, но все равно молодцы, хоть и задним числом, но исправили ситуацию, да так, что комар носа не подточит.

Появился раздел «Словарь терминов» - неплохо. Появились данные по производственному травматизму и профзаболеваемости - молодцы! Появились интервью, видео- и аудиоролики. Появились рабочие ссылки на НПА, хоть они и размещены на сайтах системы Консультант+ и Гарант, но это конечно же лучше нерабочих ссылок, которые были ранее. Наконец-то, в ЕИСОТ появилась определенная разумная содержательная часть, появился тематичный контент. Видно, что что-то поделали!

 

На фоне таких положительных изменений даже минтруд не постеснялся и наконец-то разместил на своем официальном сайте http://www.rosmintrud.ru/ministry/gis теперь ссылку на ЕИСОТ, чего раньше по вполне понятным причинам не было сделано.

 

А теперь отметим, что не понравилось и за что еще можно покритиковать многострадальный ЕИСОТ:

В соответствии с техзаданием появилась «Подписка на обзоры и консультационные материалы в области охраны труда», но вот незадача: при попытке оформить подписку получаем ОШИБКУ.

 

Не совсем понятно назначение функционала, связанного с регистрацией на сайте - она (регистрация) не дает пользователю абсолютно ничего! Не бойтесь, попробуйте зарегистрироваться - знаете от кого после этого Вы получите информационное сообщение, подтверждающее Вашу регистрации? Вот посмотрите скриншот, письмо о регистрации приходит с ящика olga@godigital.pro (http://godigital.pro/ ). Как Вы думаете, почему на сайте, принадлежащем Минтруду России, есть излишняя регистрация пользователей и письма, подтверждающие эту регистрацию, приходят с частного почтового ящика? Ведь настраивали движок сайта технические специалисты и они осознавали, что делали, может это элементарная бесплатная реклама за счет государственного ресурса или даже сбор адресов для спама?

 

Особого внимания заслуживает раздел «Конференции, выставки, семинары» http://eisot.ru/index.php/konferentsii-vystavki-seminary. Пока там пусто (скриншот) и самое интересное, что при попытке кликнуть по любому дню в календаре, мы попадаем по гиперссылке на другой, опасный по мнению антивируса Касперского, веб сайт http://eisot2.nsign.ru , который даже попытается загрузить на Ваш компьютер вирус троян (скриншот). Это доменное имя третьего уровня, принадлежит основному домену http://nsign.ru/ , кстати говоря, его Касперский тоже успешно заблокировал как зараженный сайт(скриншот). Игнорируя предупреждения Касперского, загрузим страницу этого сайта. Кто боится заходить, можете посмотреть скриншот сайта компании, занимающейся разработкой и созданием интернет-ресурсов здесьздесь или здесь http://web.archive.org/web/20060102074100/http://www.nsign.ru/ У компании с сайта nsign.ru и у ООО "Энсайн", одинаковый адрес, и это хорошо, а то уже возникло подозрение: неужели разработку сайта передали непонятно кому на аутсорсинг.

 

Хотелось бы и дальше исследовать и подробнее изучить сайт, но это практически невозможно. Несколько минут работы и вновь на экране «Service Unavailable». По личным ощущениям порядка 50-70% всего времени сайт eisot.ru в феврале 2014 года недоступен из-за ошибки «Service Unavailable», этот скриншот в феврале стал настоящей визиткой обновленного сайта. Очевидно, что до бесперебойной работы этой системы никому толком нет дела, либо наоборот, это очень удобно: когда немногие могут посмотреть на сайт, которому, видимо, не рекомендована излишняя популярность.

 

Хочется позвонить, рассказать о проблеме, помочь людям, но куда? В соответствии с Техзаданием техническая поддержка пользователей должна осуществляться с использованием следующих средств: телефонный номер -..... электронная почта - ...... интерактивная форма отправки сообщения в службу технической поддержки, размещенная в Системе.

Естественно, на сайте нет номера телефона техподдержки, как и во все предыдущие годы, хотя раньше в соответствии с ТЗ должен был быть даже бесплатный федеральный номер 8 800.. с круглосуточной поддержкой. Протицируем техзадание 2013 года: «При обращении пользователя в службу техподдержки по телефонному номеру, время ожидания на линии не должно превышать 1 мин. В случае, если пользователь вносит предложение по развитию Системы, сотрудник СТП отправляет заявку в профильный департамент Минтруда России, ответственный за организацию работы пользователей с подсистемой...». Недаром ведь в конкурсной документации в экспертной оценке затрат труда предусмотрена потребность работы 2хчел на протяжении 12 месяцев на «Сопровождение функционирования ЕИСОТ».

 

Если речь идет об аварийной ситуации (например, когда сайт не работает и показывает нам «Service Unavailable»), то в ТЗ четко сказано: Время восстановления работоспособности при сбоях и отказах не должно превышать 3-х часов. Сказано также в ТЗ: Программное обеспечение обеспечивает возможность работы с Системой до 1 000 пользователей одновременно! Т.е. проблем, аналогичных существующим и близко не должно быть.

 

Был бы, в конце концов, на сайте форум, так хоть там можно было бы оставить свои замечания и подискутировать на тему имеют ли какое-то отношение к охране труда размещенные видеоролики, на тему логичности содержания сайта и информационной полезности, на тему грамотности некоторых технических решений, а может и помочь с его наполнением. Но, увы, Форума на сайте как никогда не было, так и нет по сегодняшний день, хотя наличие такового в соответствии с ТЗ - обязательно.

 

Видимо, при приемке работы, ответственные лица совершенно случайно в очередной раз упустили этот немаловажный момент.

 

Очень хорошо будет, если сразу после этой публикации некто начнет «ремонтировать» и «устранять» все выявленные и перечисленные бяки. Плохо, если этого не произойдет.

 

А в заключение представленного обзора сделаем небольшой прогноз на 2014 год:

1) В текущем 2014 году система больше обновляться не будет, разве что рефлекторно некоторое время после этой публикации. А почему она должна обновляться? Ведь контракт действовал до 31 декабря 2013 года. А окончание срока действия Контракта влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по Контракту. Ну а регламент подготовки и размещения информации в ЕИСОТ (приказ Минздравсоцразвития России от 6 октября 2011 г. N 1137) , как мы могли убедиться в предыдущие годы, фактически не работает и всеми успешно забыт.

2) Весной мы в пятый раз увидим на сайте Минтруда «План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на 2014 год» в котором обязательно будет фигурировать пункт «Выполнение работ по информационному наполнению и модернизации единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда» с ориентировочной начальной ценой контракта на 5-10 миллионов рублей. Возможно, что ситуация изменится и цена будет менее 5 миллионов рублей (ведь нашелся в 2013 году исполнитель на 1,5 миллиона, который по сути впервые хоть что-то полезное сделал в этой системе), но встает вопрос - зачем тогда вообще затевать такую «неинтересную» поддержку этого ресурса? Поэтому стоимость будет более 5 млн.рублей.

3) С 15 июля 2014 в течении 10-15 дней мы с Вами будем наблюдать ежегодное отключение сайта , связанное с отсутствием своевременного продления домена eisot.ru А в чем же причина? Наверное, а)кто-то хронически страдает потерей памяти, чтобы своевременно это сделать б) кто-то из ответственных ежегодно берет отпуск в это время и уезжает далеко-далеко в теплые места в)в бюджете забывают предусмотреть 80 рублей на поддержку домена. Даже сложно что-то еще придумать.

4) В июле-сентябре пройдет проведение шикарного конкурса, затем заключение госконтракта, далее отсутствие, как минимум каких-либо видимых, работ до самого конца 2014 года. В самом конце 2014 года контракту придадут статус исполненного, естественно с полной его оплатой. Ну так уж происходит из года в год, так сложилось.

5) И наконец, в самом конце 2014 года, а более вероятно в первом квартале 2015 года мы с Вами увидим очередной новый дизайн сайта (четвертый по счету) и несколько новых новостей на тему охраны труда.

 

Корректировка может быть такая: дорогой контракт - ничего не сделают, дешевый контракт- сделают больше и лучше.

 

Дай Бог, если что-то в данном прогнозе надломится, не свершится и у кого-то из ответственных лиц заговорит совесть, кто-то встанет утром не с той ноги и мы все, наконец то, увидим настоящую эффективную работу информационной системы. Увидим регулярное освещение самых последних и актуальных новостей в сфере охраны труда, сайт станет доступным 24 часа сутки, а в случае каких либо проблем любой пользователь будет звонить на открытый номер технической поддержки и получать от нее буквально через 1 минуту грамотный ответ. С сайта исчезнут ошибки и ЕИСОТ станет востребованным источником информации для всего сообщества специалистов по охране труда.

 

 

Хотя неплохим сценарием будет и тот, при котором ЕИСОТ прикроют вовсе, но, сколько же можно ее, эту систему доить развивать, если она так и не достигла своих целей ? Помните про них?

Например «полное и своевременное обеспечение Пользователей Системы общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в области охраны труда, размещающих информацию в Системе». Припомните, чтобы такое было за 2010-2013год? Пора и меру знать.

 

 

И в конце концов не важно, что первый блин комом, ведь впереди столько великих задач совершенно другого уровня и стоимости - да вот хотя бы прочитаем статью 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426 "О специальной оценке условий труда" и всем все станет понятно, главное, чтобы об истинных целях таких мероприятий не забывали.

Источник:http://ohranatruda.ru/news/901/151047/    

Илья Репин